Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:
1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
"Создавый мя, Господи, помилуй".
"Боже, милостив буди мне грешному".
"Без числа согреших, Господи, прости мя".
2.
Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и
молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных
молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо
таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания
(Евр. 10. 25).
3. Поклоны малые и великие должно творить не по
своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно:
при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и
троекратного "аллилуиа" трижды осенить себя крестным знамением, совершая
малые поклоны; так же и при чтении "Сподоби , Господи", а равно и в
начале великого славословия ("Слава в вышних Богу") и после слов
священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого
возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим"
осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.
Во дни будничные творить земные поклоны на литургии: а) при начале пения "Достойно и праведно"; б) когда оканчивается молитва "Тебе поем"; в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника; г) в начале молитвы "Отче наш"; д) при изнесении св. Даров для причастия е) и при словах "Всегда, ныне и присно". Hа утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".
Во дни воскресные,
а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня
Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и
Воздвижения святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные
поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к
блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI;
ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о
нашем примирении с Богом, по слову Апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. 4, 7); cынам же не подобает рабское поклонение творити.
4.
Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши
голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и
проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по
собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят
от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается.
Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.
5.
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей,
то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или
благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам
не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу
Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и
говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред
святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.
6. Принимая
благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но
не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку,
ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую передается благословение.
7.
Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так:
сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое
плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o
тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив
еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в
Златоусте: "Тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное
знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов,
утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.